> Перейти на ГЛАВНУЮ Как устроено кино: исследование тела во всех его проявленияхОпубликовано: 19.1.2019
Тело-символ, персонажи-марионетки, актеры как последовательность цифрового кода: в книге «Как устроено кино» (издательство МИФ) иллюстратор Эдвард Росс погружается в историю кинематографа и делится интересными наблюдениями, связанными с киноиндустрией. Выбрали для вас несколько любопытных фактов о том, как в фильмах демонстрируется человеческое тело.
На протяжении всей истории кинематографа чаще всего камера фокусировалась на человеческом теле. Кино предлагает нам способ исследовать тело во всех его проявлениях.
Наш организм бесконечно удивителен: плоть, кровь и кости, обретшие жизнь. Это важнейшая материя для разума, без которой мы не могли бы существовать. Но тело — это не столько физиология. Это еще и мощный символ, созданный культурой и обществом. В результате человеческое тело представлено на экране сотней разных способов: от гламурных кинозвезд до пугающих человекообразных существ из хорроров и научной фантастики.
Прием подхватили все. Времена одних лишь общих планов подошли к концу, даже малейшее движение лицевых мышц стало таким же значимым, как и яркие жесты, а актеру предстояло превратиться в маэстро лицевых мускулов и выразительных взглядов.
Конечно, постоянно возникают новые модные тенденции. В цифровую эру невероятно популярным стало использование виртуальных эффектов.
Функция тела в кино не сводится лишь к инструменту актерской игры. Будучи доминирующей культурной областью, кино оказывает большое влияние в усилении или оспаривании общественных стереотипов о «физических нормах». Благодаря кинематографу культура получает площадку для выражения своей одержимости телесностью и обсуждения связанных с этим вопросов. В кино различие между телами намеренно выставляется напоказ и исследуется.
Наиболее регламентированной в кинематографе оказывается функция женского тела. Раз за разом ему отводят ведущую роль в эротическом зрелище. Замедленная съемка, деталь крупным планом или силуэт — появление женских персонажей в кадре «не предполагает развития сюжета, а, напротив, замораживает действие в моменте эротического созерцания».
Мужчины также подвержены объективации, хотя и совершенно иного рода. Демонстрация мужского тела не прерывает повествование — оно всегда показано в действии, с упором на физическую силу и ловкость. Его постоянно испытывают на прочность.
Искусство кино не стоит на месте, а вместе с ним меняется и взгляд на человеческое тело.
P.S. Также в своей книге Эдвард Росс выделил свои любимые фильмы, которые заслуженно пользуются популярностью у всех поклонников кино. Поэтому, когда у вас будет свободный вечер, посмотрите одну из следующих картин:
Приятного чтения и просмотра!
|