> Перейти на ГЛАВНУЮ Высшее сознание и эгоОпубликовано: 19.2.2018
Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать такие теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.
Ум создает взаимное притяжение материи и сознательной энергии, центрируя и фиксируя ее в точке. И эта точка – эго, наше самоощущение, привычное «я». Ум разбавляет большую часть чистого восприятия материей и энергией, формируя бессознательное. Частица чистого недвойственного сознания, связанного с высшим «Я» всегда остается нетронутой, но она – в самой глубине, отгороженная от поверхностного эго бессознательным – в сверхсознательном слое ума. Если бы не было этого незатронутого материей и энергией чистого сознания, не было бы и самой жизни – ощущения того, что мы есть, не было бы даже преходящего самоощущения эго – малого я. Наше повседневное внимание – это связь между эго и высшим «Я» – источником сознания.
Главная функция, насыщенного энергией ума – познание. На обыденном уровне это проявляется, как интерес к чему бы то ни было. Интерес сам по себе – тонкая, высокая энергия и сводится любой интерес к познанию глубинной тайны бытия – к постижению реальности как таковой в ее исконной сущности. Любой интерес в чистом виде является тягой к самопознанию.
Существует метод «от противного», проход к высшему сознанию через неудовлетворенность более грубым, через страх эго перед непостижимостью и вечностью высшего «Я». Этот путь наполнен болезненным преодолением инерции ума.
Мистики говорят также и о безболезненном пути через безусловную любовь. Но сознание обывателя настолько поглощено влиянием эго, что все безусловные чувства блокируются. Как проявляется любовь? Это ощущение, что с вами все в порядке, наполненность, побуждающая делиться – в противовес ощущению недостатка, склоняющего завладевать и зажиматься. Безусловная любовь проявляется как чистая тихая радость, с которой человек становится самодостаточным и нетребовательным к миру. Судя по всему, безусловная любовь обычно приходит уже как результат просветленного сознания, свободного от влияний эго.
Существует также тонкий путь через нить познания тайны происходящего. Для этого необходимо сосредоточить внимание на ощущении интереса. Этот интерес проявлен в каждое мгновение, иначе мы бы не тянулись к мыслям. Прежде обыденного беспокойства возникает именно интерес. На глубинном уровне сознание тянется к ментальной энергии, затем раскрывает ее, разворачивает, и тогда она проявляется в мысль – иногда приятную, иногда беспокойную. Где-то в глубине души мы все словно играем в жизнь – из интереса.
Если не обращать внимания на более грубую деятельность проявленных мыслей, а оставаться в состоянии подобной тонкой «заинтересованности», созерцая его, оно перерастает в более глубокое чувство удивления. Чем глубже вы движетесь, и чем ближе к источнику, к высшему «Я», тем сильней это удивление и ощущение тайны. Постепенно оно перерастает в позитивное изумление, шок. Неприятие неизвестного рождает страх, а приятие рождает радость и удивление.
Находясь в источнике, вы осознаете, что каждый миг – новый, что этот момент никогда не повторялся, прошлого – нет, и вы впервые видите этот мир, словно ребенок, или даже так, словно вообще никогда раньше ничего подобного не видели. Вы не умираете, но рождаетесь каждое мгновение, вы существуете. Память, прошлое – это ум, и за пределами ума, в высшем сознании память – это слишком тяжелый и малополезным груз, чтобы брать его с собой. Мысль попросту не умещается в настоящем. Настоящее – сфера интуитивного, тонкого сознания. Вы оставляете не саму память, а привязанность к ней, и при намерении всегда можете памятью снова воспользоваться.
Когда-то душа проявила интерес к миру форм, и научилась выбирать, или в определенном контексте, скорей – создавать «познаваемое», чтобы таким образом удовлетворить и сбалансировать энергию, проявленную в ощущении интереса. Чтобы «создать» познаваемое, принцип деятеля побуждал сознание принимать форму происходящего, создавать в сфере сознания отпечатки реальности, таким образом формируя память. Память – это проекция внутренней энергии опыта на внешнюю реальность.
Чтобы познаваемым можно было как-то оперировать, при помощи многократно повторенных различных манипуляций с отобранными слоями памяти, деятель фиксировал те из них, которые воспроизводились чаще других и поддавались узнаванию лучше. Это были слои, постепенно обретавшие все более отчетливую форму. Познаваемое выстраивалось в мир знакомых психических форм, проецируемых на безусловный хаос. Так деятель утверждал себя, создавал собственную «независимую» основу. И чтобы эту основу «уберечь», отгородить познаваемое в отдельный мир, деятель «принял решение» заблокировать себя от восприятия недвойственной безопорной реальности слоем подсознательных грубых форм, пропускающих свет чистого сознания лишь в той степени, чтобы он не высветил и не разоблачил иллюзию собственной отдельной реальности, и при этом сохранил долю самосознания.
Соль практики в том, чтобы исправить это «решение», эту «ошибку» сознания, заточившего себя в мире форм. По этой причине мы расширяем сознание, прочищаем его, устраняя грубые слои невежества, чтобы, в конце концов, добраться до его границ и растворить их, освободившись от «заточения».
В этой статье мой аллегоричный взгляд на происходящее – лишь один из возможных, и стоит помнить, что никакие теории никогда не смогут в полной мере выразить сущность явлений. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о мировоззрении. Наблюдатель может проявиться лишь тогда, когда человек откажется от всех концепций своего ума.
В определенном смысле связь эго и высшего «Я» – это связь человека и Бога. Ум направляет свои мольбы к высшей реальности, просит Бога снизойти, преобразить внутренний мир человека, привнести в него свет ясности и сознания. Разделение на малое и высшее «Я» создает видимость раздвоенности, две полярности обыденного сознания и сверхсознания, разделенные бессознательным, где осознанность отсутствует.
Чем больше высшее «Я» проявлено в нашей жизни, тем ясней высвечиваются тенденции ума на всех уровнях, что приводит к высвобождению стрессов, несбалансированных энергий, любой отрицательной информации. В жизни человека высшее «Я» проявлено каждый миг, как ощущение реальности происходящего. Однако в спектре внимания доминируют частности, различные концепции, идеи, мысли о событиях и т.п.
В определенном смысле мы возносим мольбы к самим себе. Иногда это с точки зрения ума может ощущаться как антагонизм высшего начала и человеческой личности. Словно это высшее, пребывая в своей извечной свободе, забыло о нас, и теперь пренебрегает нашими страданиями, «не желая» спуститься к нам, погрузившись в мир противоречий. На самом деле, прояви оно свою силу в полной мере, в большинстве случаев для эго это было бы слишком большим потрясением. Вся его ничтожность, все привязанности и страхи начали бы сгорать в свете высшего сознания, причиняя личности страдания. Возможно, поэтому сам Будда проповедовал срединный мягкий безболезненный путь плавного постепенного продвижения, когда вы отпускаете грубое, успевая насладиться новым миром.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
|